Powered By Blogger

пятница, 27 августа 2010 г.

Поход по Карелии

(Отчет написан от лица жены)

Итак, пока в Москве стояла 40-градусная жара, и люди задыхались от смога, мы вдыхали прохладный, изумительно вкусный карельский воздух и шли по кристально чистой реке Кереть...

Мысль отправиться в поход возникла еще года 3 назад, но только этим летом мы (папа Саша, мама Ира, Егорка и Илюша) решили сделать это, заразив идеей и вторую часть нашей семьи (папу Диму, маму Лену, Ваню). С кем идти в поход вопрос не стоял — компанию «Отдел Туризма» мы присмотрели давно. И вот решение было принято, и папы, сверкая глазами и подпрыгивая от нетерпения в предвкушении, начали закупать все необходимое. Необходимого оказалось О-ОЧЕНЬ МНОГО! И в назначенный день необходимое для нашей семьи с трудом уместилось в три гигантских рюкзака (+ еще маленький с сухарями).

Дорога прошла легко в первых знакомствах и бесконечном детском гомоне. И вот спустя чуть больше суток вся наша шумная компания с тонной рюкзаков выгрузилась в 3.45 утра на станции Лоухи. Здесь нас уже ждал автобус, на котором мы отправились к реке. Попутно заскочили в магазин (ну там... пиво, картошка, капуста и все такое) и в пекарню (три ящика свежего хлебушка, м-м-м... вкусненько).

Прибыв к месту стапеля, мы подверглись яростной атаке голодных комаров. Справедливости ради надо отметить, что комары не так уж сильно  и докучали в течение всего похода. А может мы к ним быстро привыкли? Затем было обустройство лагеря, попытка собрать палатку, которую до этого в глаза не видели и даже приблизительно не понимали, что она должна из себя представлять в собранном виде. Спасибо Свете, вовремя подсуетилась и помогла. Один день был потрачен на короткий сон, на сборку катов, купание, знакомство с походной кухней (спасибо Славику и Юрику) и даже небольшую тренировку по переворачиванию катамаранов на воде (исключительное баловство в нашем случае).

На следующий день, пообедав, отчалили под противным моросящим дождиком. А затем были 12 дней похода с двумя дневками и одной вынужденной стоянкой. Пройдено 104 км водного пути, множество перекатов, шивер и порогов. Как нам и говорил Борисыч еще на нашей первой  встрече, сложность реки возрастает, поэтому все вкусности были в самом конце, перед морем. А дойти до моря нам очень хотелось! И мы дошли.

Наша команда шла на 5 катамаранах в составе одной четвероногой бестии - Кузи и 29 человек, среди которых было 9 детей. Самым стойким, жизнерадостным и никогда не унывающим был конечно же «сын полка» Святослав Андреевич в возрасте 1 год и 7 месяцев отроду. Далее по возрастающей: Илья (4 года), вечно падающий и спотыкающийся ребенок, готовый заобнимать и зацеловать любого до смерти; Соня (6 лет) и Макар (6 лет), которые передвигались исключительно на чьей-нибудь спине и готовые побороть медведя, но лишь бы побороть; Иван (7 лет) иерихонская труба нашего лагеря и Егор (8 лет) готовые разрубить, распилить и сжечь все, что плохо лежит; Аленка (8 лет) самая опытная и самая читающая активистка; Маша (не знаю сколько лет, примерно 8) с ее любовью к ближнему и всему живому – будущий эколог; Юля (10 лет) самая старшая среди детей и самая рассудительная, заправляла на нашем кате перекусом (но разве от Илюши что-то спрячешь…). Скучать младшее поколение не давало никому, но и не мешало при этом. Команда была разношерстной, но очень дружной, веселой и ни одного «халявщика» замечено не было. Хочется сказать ОГРОМНОЕ СПАСИБО нашим отважным и трудолюбивым папам, которые собирали и ремонтировали каты, таскали и рубили дрова, пели песни и играли на гитаре, мастерили транец для мотора, делали классную походную баню и пекли оладушки, а также СПАСИБО всем нашим замечательным мамам, которые очень вкусно готовили и сообща заботились о наших детях.  Со всеми было весело и интересно. Хотелось бы выделить двух замечательных парней: Юрика и Славика.  Юношеский максимализм и простая молодецкая бесшабашность вкупе с образованностью, общительностью, опытом и физической силой. Молодцы парни. Респект вам и уважение.

Погода нас радовала. Первый и последний день были откровенно жаркими. За все время пару раз моросило, и был один конкретный ливень на переходе, после которого была организована дневка. Несколько раз дождь шел ночью (точнее в ночное время по часам, т.к. ночи как таковой там не было - были сумерки). Все остальное время Карелия нас радовала благодатным теплом и освежающим ветерком. Вода в Керети теплая и купались почти ежедневно, детвора пореже.  Мошкара доставала первые дня три-четыре, потом она куда-то пропала и на море опять дала о себе знать, причем компенсируя свое отсутствие с лихвой.

Что из себя представляет река Кереть? Первые дня четыре перехода нельзя назвать ее рекой. Это скорее сеть довольно больших озер соединенных между собой протоками. По мере прохождения так же, как и русло реки, меняется и ландшафт. Сначала это просто равнина, густо поросшая  смешанным лесом. Особенно запомнились сосны, странным образом закрученные по стволу в спираль или с жутковатыми крючковатыми ветвями, как в страшных детских сказках. Но чем ближе к морю, тем заметнее становятся следы прошедшего когда-то в древности ледника. Появляются возвышенности, небольшие скальные образования и утесы. Природа здесь сказочная. Несмотря на то, что река сильно ходовая, следы человека угадываются только на стоянках. Из всех стоянок (первая и последняя не в счет) нам попалась только одна, которая была неубранной (что было исправлено силами половины команды за 15 минут). То есть видно, что люди приезжают сюда не гадить на природе,  а отдыхать вместе с ней. И это очень радует, особенно учитывая наш менталитет.

Огромное количество черники, которая растет здесь как сорняк, сыроежки со шляпками с панаму, ближе к морю заросли ягеля - все это расписным ковром покрывает карельские просторы. А как здесь дышится — воздух чистейший!  На переходах воду пили прямо из реки. Ничего там кипятить не надо. Вода - прозрачная (хотя и имеет бурый оттенок). На озерах — дивной красоты водяные лилии и кувшинки.  Из живности были в основном лемминги, мышки и землеройки, шуршащие под дном палатки. Хотя недалеко от стоянок были видны отходы жизнедеятельности лосей. Один раз на воде видели ондатру, которая переплывала русло и не только не испугалась, но еще и решила подплыть к нам поближе. Познакомиться, наверное. Основная живность конечно пернатая. Это по большей части нырковые и чирковые утки. Взрослые особи не пугливые, но осторожные, а вот повзрослевший выводок этого года совершенно не боится человека, еще стрельбой не пуганый. Видели чомгу.

А теперь о главном. Самое интересное и волнительное – это конечно же прохождение порогов. Вообще то, это и есть то самое интересное и захватывающее ради чего идут в водный поход. Все пороги проходили вместе с детьми за исключением трех основных: Мураш, Варацкий, Краснобыстрый. Собственно это же и те места, где мы больше всего проводили времени. Пока осмотр, пока отведем детей за порог, пока вернемся обратно. Потом прохождение первым катамараном, обмен гребцами и т.д. На один такой порог уходило час-полтора времени, в зависимости от длины порога. Все остальные пороги проходили сходу или с быстрым осмотром. Очень порадовала реакция детей на пороги. Они не только не боялись, но очень заразительно смеялись и визжали, и помогали рулевому командовать: «Сильней, гребите, гребите!!! Лево на борт!!!» Вобщем, были мокрые и довольные. В самом первом пороге (Щелевой) Сашка сильно накосячил, не послушав команды Джексона, и чуть не вылетел, удержавшись только благодаря стременам. После этого он всецело ему доверял, и все пороги были пройдены нашим катамараном чисто, но некоторые с «полицейским разворотом» Айса Вентуры. Это наша фишка. Из всех выше перечисленных порогов самым интересным и почему-то веселым был Краснобыстрый. А из всех порогов вообще, очень запомнился 2х километровый порог Долгий и самый обалденный из всех порогов – порог Морской (или Керетский) длиной 1200 метров с перепадом 15 м. В нем и болтает, и качает, и обливает, но прежде, чем на него попасть, необходимо было преодолеть сеть, которая перекрывает все русло реки. В прошлом году через сеть пропустили, в этом к нам даже никто не вышел. Справа по руслу была база рыбнадзора (она то и дает разрешение на проход через сеть), а слева рыбзавод. На сети знак «ОБНОС <=». Обнос так обнос. Бешеной собаке семь верст не крюк. Катамараны проносили по берегу примерно 70 метров полностью загруженные, чтобы не тратить время на «развязать – снять – перенести – уложить – привязать». По большому счету груженый кат могут перенести 6 мужчин, то есть на это хватит сил у 6 мужчин. Но катамаран об этом не знает и начинает провисать и перекашиваться везде, где ему захочется. Плюс ко всему обнос был совсем не по асфальту. Так что один катамаран переносили 10-11 человек. Весь обнос, с хождением «до ветру», переносом катамаранов и болтовней с рыбзаготовителями занял 30 минут, конкретно перетаскивание - минут 15. А затем был долгожданный порог Морской и выход в Керетскую губу Белого моря. С чем только не сравнивают прохождение этого порога: и с аттракционом, и со сливом в унитаз и с чем-то еще. Быстро, энергично, мокро и весело. Мы от него были в восторге. Говорят, что экипажи, не обремененные цейтнотом, внизу снимают с катов вещи и поднимаются с катамаранами на горбу наверх, чтобы скатиться (именно скатиться) еще и еще раз. Мы, к сожалению, в запасе свободного времени не имели, поэтому путь наш лежал прямиком в Белое море (Кандалакшский залив).

Вот и море. Никаких бескрайних просторов, шквального ветра и волны в 7 баллов, так как шли мы через острова, которые и закрывают вид на открытую акваторию. Нам нужно было пройти из Керетской губы в Чупа губу. Мы на это потратили полтора ходовых дня и последний третий на море день мы провели уже в сборах. Пока мы занимались какой-то рутиной на первой морской стоянке, детвора досконально изучала животный мир Белого моря. Стоянка была очень поздней и попала в самое начало отлива, поэтому насладиться всей красотой мы просто не смогли да и не в состоянии были, мы в этот день шли 9 часов на веслах и моторе, чтобы вовремя успеть к Нижней Пулонге – месту стапеля и месту отъезда. А вот на следующий день мы рассмотрели и морских звезд при нормальном свете, и моллюсков, и медуз, и баламусов (маленьких рачков, прилипших к камням, их еще называют морскими желудями или тюльпанами). А погода просто удивила своей приветливостью в последние пару дней на море. Были огромные кучевые облака очень-очень высоко, яркое синее небо и солнце, которое прилично жарило. Это и подвигло к купанию.  Ребята взяли катамаран (Юрик, Славик, Галя с Соней и Сашка, потом к ним присоединился Андрей), оттащили к воде и нырнули… Сашкино первое желание в воде – вылететь обратно, еще лучше сразу в палатку в спальник. Однако, посидев на катамаране 2 минуты после первого заплыва, захотелось нырнуть еще, а потом и еще. В общем, Сашка для себя галочку поставил «купался в Белом море – удовольствие получено V». Ночью слушали концерт, который давали альбатросы. Эта огромная птица, с размахом крыльев метра полтора, орет просто дурниной! Один крик очень похож на смех сумасшедшего профессора с дурной идеей в голове, а другой на крик младенца. И все это а‘капелла в 20 клювов… сразу хочется в Белые столбы, благо очень устали.

А еще мне очень запомнился отъезд. После 35 минут тряски в «буханках», мы благополучно прибыли на станцию Чупа. Сразу захотелось в магазин. Света вспомнила, что таковой здесь имеется и совсем недалеко. Тут к нам подходит местная жительница в гламурном халатике и сигареткой слим в зубах, с мобильничком и предлагает купить у нее пирожки. Мол, VIP обслуживание, недорого, горячие и с пылу с жару. Прям сейчас пойду и напеку… и напекла ведь.  Через 3-4 часа эта мадама пришла с первой партией, потом через часик со второй. Вкусные были, с картошечкой и с капусткой. Потом еще принесла картошечки с зеленью, «кинула» нас на 300 рублей, выпила с нашими водки и удалилась. Дай Бог ей здоровья…Но перед этим… Аккуратно разложив вещи посередине станции, чтобы «никому не мешать», мы стартанули в магаз за вкусностями. Бедная продавщица… после пятого покупателя ее стало по-человечески жалко. Но тут уж, как говорится – хочешь жить, умей вертеться. Короче говоря, заработал магазин денег и немало, по их меркам. Пока стояли в очереди, Андрей размечтался о бане. Кто-то из местных в той же очереди заметил, что общественная баня давно закрыта, и помыться можно только в частном порядке, с кем-то договорившись и самим натаскав воды. 4 часа на подготовку и можно вкушать парок. Срок не испугал, ибо торчать на станции нам предстояло 9 часов. Приняли к сведению и успокоились.

Когда мы, сидя на травке перед магазином, кушали мороженное, закатив от блаженства глазюки, к Андрюхе подошел местный житель (сосед магазина) и предложил посмотреть баньку, мол, есть на примете и все такое.  Андрюха сходил, посмотрел и велел всем желающим быть готовыми через 40 минут. Баня горячая, воду носят хозяева, 100 рублей с лица и время ограничено совестью моющихся. Какая же была красота! Очень приветливые хозяева, простенькая, но качественная банька… просто неописуемо хорошо. Вернувшись из баньки, мы застали в станционном лагере ужин – таганок на костре, сковородка, в которой шкварчит яичница с сосисками, чаек. Тут еще и вышеупомянутая мадмуазель с пирожками подошла. Мытые и сытые мы смогли даже поспать в палатках, развернутых там же на станции. Ну а дальше ливень, поезд, Москва, прощание и договоренности встретиться на Гусятнике.

Огромное всем спасибо за отлично проведенное время, за массу положительных эмоций, за отличное настроение.

Хотелось бы поблагодарить Евгения Борисовича и Светлану за отличную организацию похода. Ни на минуту мы в них не усомнились. Надеюсь, наше знакомство продолжится и дальше.

ФОТКИ

1. А когда это она киданула на 300 рублей?

2. Пока Галя ходила за деньгами, ей заплатил Булат. Потом Галя подошла и заплатила еще раз. Тетка жахнула с ними водовки и свалила.