воскресенье, 14 июня 2009 г.

Первый опыт в самодельном ракетостроении

Чем развлечь детвору на даче, когда у них есть все, что угодно мальчишеской душе: и радиоуправляемые самолеты-вертолеты-катера, и электромотоцикл, и гора велосипедов, батутов, городков и все-все-все? Видимо, каким-то творчеством. Еще лучше, творчеством пожаровзрывоопасным! Разумеется, им наблюдать, а нам (то бишь мне и Димке) воплощать. Нет ничего более увлекательного и притягивающего внимание, чем что-то опасное.

Все началось с покупки комплекта для сборки ракеты (в нашем случае двух) и заводских движков на ТРТ – твердом ракетном топливе. Летали они красиво, даже приземлялись нормально на парашютах. Но все это не то. Даже не смотря на то, что ракету нужно собирать самому, она остается заводской. А хочется свою, а еще хочется самому сделать движок. Как обычно в таких случаях, я с головой ушел в дебри всемирной паутины. Конструкция самой ракеты никаких вопросов не вызывала, вопросы были к топливу.

Самым простым в изготовлении была сорбитовая карамель – смесь сорбита (заменителя сахара) с калиевой селитрой. Селитра тщательно просушивается в духовке, для этого она ровным слоем распределяется по противню и сушится при 180 градусах часа три. Затем она перемалывается в кофемолке малыми порциями до структуры сахарной пудры. Далее селитра перемешивается с сорбитом в пропорции 65/35 в стеклянной банке путем встряхивания. Затем все высыпается в эмалированную посудину с плоским дном и ставится на электроплитку. Прогревается на самой малой мощности пока не расплавится сорбит. Все время перемешиваем эту кесю-месю деревянной палочкой. Как только смесь дошла до консистенции жидкой сметаны, полученное топливо заливается в готовые формы для топливных шашек, которые представляют собой обрезанные гильзы 12 калибра с одним слоем ватмана на внутренней поверхности. Как только в форму залили топливо, сразу вставляем внутрь гвоздь «сотку» немного смазанный салидолом. Гвоздь нужно вставить ровно по центру, чтобы канал был соосный самой форме. Далее все это убирается в герметичный пакет на 8 часов. Через 8 часов гвозди удаляются и шашки в закрытом пакете сохнут еще двое суток. Вот, примерно так, без описания тонкостей процесса, делаются шашки.

Мы состряпали шашек 8 первый раз. Высота была около 3 см, диаметр = внутреннему диаметру гильзы, то есть чуть меньше 18 мм, канал по всей длине диаметром 5 мм. Шашки получились не очень качественные, как и само топливо. Оно должно быть абсолютно белым, а у нас в бежевый оттенок ушло (пережгли). Смотали из ватмана корпус ракеты, стабилизаторы из картона и головной обтекатель тоже из ватмана. На скорую руку покрасили и обозвали «Деулино». Дело за движком. Тут заиграла жадность и я воткнул в движок две шашки. Сделали запал из нихрома, собрали все вместе и пошли на поле пулять :)

Никакой уверенности в том, что это чудовище сможет оторваться от земли, не было. Но раз уж сделали, надо пустить, хоть как-то. Пришли на поле, собрали стартовый стол, поставили ракету, воткнули запал, подсоединили пускач и замерли. Зрители на почтительном расстоянии, мы с братом у ракеты. Пошел отсчет: 3… 2… 1… Пуск! Нихера! Через пару секунд из движка пошел дымок, потом много дыма, ракета стоит. А потом как… полетит. Резво так стартанула, хорошо. Но в апогее, когда прогорела шашка, она наклонилась и, видимо, воспламенилась вторая. В итоге, она на реактивной тяге с мощным дымным шлейфом устремилась к земле. Благо, не в нас. Ракета осталась целой, только обтекатель помялся, точнее внутрь завернулся, когда она на треть корпуса в чернозем вошла.



Вот так прошел наш первый пуск, которому предшествовали долгие испытание на дачном участке шашек, запалов, пускача и т.д. После этого было сделано еще много разных шашек: и простых, и с добавкой катализаторов, и с алюминием. Были испробованы разные корпуса двигателей из гильз, самокрутных из ватмана, металлических, в общем всяких. Было еще много пусков ракет, но все без систем спасения, т.к. били легкими и приземлялись очень мягко. Даже машинки с тракторами игрушечными запускали. Детворе веселуха, нам веселуха.

       Теперь надо запульнуть что-нибудь побольше и с системой спасения, а потом уже и с бортовой электроникой, типа высотомеров, датчиков апогея для системы спасения и еще чем-нибудь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий