Итак, раз уж березовые ламели не подошли, пришлось их делать самому из правильной древесины. Правильная древесина - это клён и ясень. Шпон этих пород мне достал Гришка с благословения его босса.
Вот, что мне досталось: шпон из клёна 5 мм, шпон из ясеня 2,7 мм и дубовый шпон 1,5 мм.
Теперь нам все это надо склеить. Я клеил клеем TYTAN класса D3.
Клей хорошо размазваем и не жалеем. Главное, чтобы были заполнены все поры. Излишки выдавятся прессом. В первом пакете я склеил клён-дуб-клён (короткий, примерно треть от всей длины - это будущий клин).
Весь пакет убираем под пресс на 12 часов. Шпон в прессе находится меджу двух листов полиэтилена. Это нужно для того, чтобы клей не высох сразу и у него было больше времени впитаться в дерево, тогда клеевой шов будет очень прочным.
Вот так выглядит склееный пакет.
Теперь нужно снять верхнюю треть клина в "ноль" так, чтобы переход был максимально плавным. Рубанок и крупный наждак нам в этом поможет. Наждак именно крупный, чтобы в этом месте была максимальная площадь склейки.
Пока делал усиливающий клин, в прессе сох второй пакет ясень-дуб. Под прессом его держим не больше двух часов (тоже в пленке). Вот два пакета лицевыми сторонами. Слева клён, справа ясень.
А это внутренние стороны - дуб с клином и дуб. То есть наша будущая фанера выглядит по слоям так (начиная со спины, то есть внешней стороны лука) - клён, дуб, клён, дуб, ясень. На концах плеча - клён, дуб, дуб, ясень.
Пока ясень с дубом еще сыроват и довольно мягкий, приклеиваем его к первому пакету. Упаковываем его в полиэтилен и под пресс на сутки! Особое внимание уделяем месту перехода клёна к дубу. Никаких свищей там быть не должно, поэтому клея не жалеем. Тот, что нужен для склейки останется, а излишки так и так выдавит.
Из готового пакета выпиливаем два плеча. На самом деле это не есть хорошо. И лучше не жадничать, а делать из одного пакета одно плечо. Будет много обрезков конечно, но тут ничего не поделаешь. Зато можно подобрать правильно рисунок и направление волокон.
Это место клина. Склейка получилась очень хорошей. Без свищей и непроклееных участков.
Теперь сверлим ламели и устанавливаем их на рукояти. Берем темную нитку и малярным скотчем прихватываем ее на обоих концах внатяг.
Нитку протягиваем по всей длине и поворачиваем плечи на болтах так, чтобы нить проходила по оси рукояти и точно по середине плеч.
Плечи на болтах с установленными штифтами.
- Один слой дубового шпона можно убрать, он мешает плечу гнуться.
- Усиливающий клин стоит сделать короче сантиметров на 10 и однозначно его надо делать тоньше. Скорее всего это будет ясень. В противном случае сильно укорачивается рабочая длина плеча.
- И самый главный вывод - не жадничать с древесиной. Плечо сломалось из-за неправильной ориентации древесины. При распиле пакета, одному плечу достался хороший участок, где слои шли поперек плеча, а другому досталась часть с диагональным расположением слоев. Из-за этого при растяжке плечо стало выворачивать вдоль продольной оси аккурат по направлению слоев. Так что, на каждое плечо нужно брать отдельные, тщательно отобранные, заготовки.
И еще мне очень понравился срез готовой ламели. Очень красиво смотрится срез ясеня и клена. Срез, покрытый лаком, начинает "играть" как перламутровый. Думаю, склеить толстый пакет с симметричным расположением шпона, например клён-дуб-ясень-дуб-клён-дуб-ясень-дуб-клён-дуб-ясень-дуб-клён. И вырезать рукоять. Должно получится и очень крепко, и очень красиво. Обязательно попробую.
To be continued...
Давай ясень 3 мм, заменим на клен? Тем более он паренный розовавтый такой.
ОтветитьУдалитьВ рукоятке или в ламели?
ОтветитьУдалить